суббота, 21 декабря 2013 г.

Экспедиция на Алтай. День 7. Моя история одного заброшенного лагеря. Завершение.

Много снега выдалось нынче. Июль, а кругом сугробы с человеческий рост! Но мы везунчики, так как небо голубое, солнце обжигающее, так что тепловой баланс нам обеспечен. Родион, наш организатор, говорит, что каждый год в Верхнем лагере по-разному: то снег, то его полное отсутствие, то солнце, а то непрекращающиеся дожди и штормовой ветер... В общем, как вы уже поняли из предыдущих рассказов, Белуха - место на любой вкус и цвет, это место для всех. Отправляясь туда, не стоит озадачиваться возможными погодными неурядицами, так как их не предугадать и, может это и наивно, но, мне кажется, погода на Белухе соответствует тому, через что тебе следует пройти. Это как некое испытание. Каждому свое. Я верю и в то, что группа людей, идущих вместе, тоже не случайно подбирается.


Время бежит неумолимо. Уже после полудня, а нам надо столько всего посмотреть и вернуться, конечно, засветло! Но просто посмотреть - это не то, что меня интересует. Мне хочется прочувствовать это место, мысленно окунуться в то время, представить сцены той жизни и запомнить виды, запахи, эмоции... А на это нужно достаточно много времени. Забегая вперед, скажу, что мне времени не хватило, но все же я побывала в прошлом и оно оказалось для меня трогательным, т.е. затронула мою душу. Итак, впереди осмотр заброшенного лагеря Кокколь, который функционировал в 30-50х годы по промышленной добыче вольфрама. 
Я с детства люблю бродить по стройкам и заброшенным местам. Прямо так и манит туда чтобы соприкоснуться со временем через оставленные предметы. Ощущения от "экскурсии" по новостройке и старинной хибары очень разнятся. Я как-то даже и не задумывалась об этом раньше, а вот сейчас пишу и понимаю, что такая информация ко мне приходит на уровне чувств. Происходит некое энергетическое соединение с местом. В "новостройке" не за что зацепиться, там еще нет истории. А в месте, прошедшем через лета, все иначе. 
Первое, что мне попадается под ногами - это деревянная дверь. Так далеко от ближайшего дома! Я пытаюсь найти связь с тем, как она могла здесь оказаться...Но надо торопиться, мне кажется впереди столько всего!

Дома среди гор и снега, ничего другого вокруг. Многие окна уже лишились стекол, и ветер гуляет внутри, занося в них снег. Можно было увидеть целый коридор в снегу от пола до потолка! Конечно же, потолки где-то провалились, а где-то вот-вот провалятся от тяжести снега. Бараки стоят отдельно от рабочих помещений. Я решаю оставить их напоследок и начать с того, что ближе по пути - с административного здания, а дальше по рабочим помещениям.
На полу все хаотично разбросано: запчасти, остатки мебели, части от станков и механических машин, останки печки-буржуйки, личные вещи...Так, словно здесь бушевала стихия. Она и правда там бушевала и бушует периодически по сию пору. Металлические предметы покрыты ржавчиной, остальные - плесенью.



 Мое внимание почему-то привлекла обувь :) да, разные ботинки того времени. Они мне так и попадались один за одним по пути. Таких уже не делают :) Думаю, интерес возник потому, что они связаны с конкретными людьми, как некая нить времен. Мол, действительно, люди там жили и работали.



Рассматриваю их цвета, форму, размер и пытаюсь представить, как выглядела рабочая форма и сами люди, как они шли на работу, особенно зимой в лютые морозы. Так сцена за сценой в мыслях пробегает картина бытия того времени. Можно было долго простоять, уносясь в мыслях за воображаемыми картинами, но я решаю идти дальше, ведь времени в обрез.
Сам рудник неподалеку, справа от построек и сейчас присыпан камнями. Конечно же, нам очень интересно, как шла работа по добыванию вольфрама и вообще, что он из себя представляет. Родион говорит, что работа шла сменами и была довольно изнурительной. Один человек держит каменную руду, а другой разбивает ее кувалдой. И тут же он предлагает нам проиграть сцену того времени. Вот Даша уже берет кувалду, а я держу камень и бац! Получили кусочек с вкраплениями вольфрама. Правда, очень тяжело и монотонно. И это на природе, а наши предки сидели в шахте...
Но очень радостно смотреть на результат такой работы. Вот он, вольфрам. Смотрите на серые вкрапления.

Помните, я писала, что Верхний лагерь с Нижним  соединяла дорога? Так вот, там на верху навеки застыло доказательство этого факта. Ржавый форд, который в свое время перевозил руду. Так и стоит себе, уже как музейный экспонат, развлекая туристов и маня к себе за парочкой удивительных фото.
 Множество артефактов хранит в себе это необычное место. На улице стоит заржавелый водонасос и все еще работает! Может быть когда-нибудь это место превратится в официальный музей под открытым небом, а пока...
А теперь заключительная часть и самая интересная для меня - бараки! Дома, где жили люди. 
Они представляют из себя длинные здания, построенные по типу общежития: длинный коридор с ответвляющимися от него комнатами.
Комнаты порядка 6-9 кв. метров и в каждой печка-буржуйка. Некоторые из комнат хранят в себе остатки мебельной утвари и даже остатки белил на стенах!



Где-то кастрюлька, где-то кружечка....все относит на десятки лет назад. Представляю, как шумит наполненное людьми общежитие. Кто варит суп, кто-то идет по коридору, а кто-то сидит у кого-то в гостях с разговорами за жизнь...ведь у каждого были свои планы, надежды, мечты... Кто знает, как жизнь обернулась для каждого живущего там, высоко к небесам, человека.
Наверно, у кого-то из вас сложилось впечатление, что жизнь там была скучна, монотонна и, возможно, даже нелепа? Я уверена, что это не так. И в доказательство тому то, что там функционировал клуб. Помните, как богата была социальная жизнь в советское время и какая роль отводилась клубам и всяческой самодеятельности? Так вот, там все это тоже было. Смотрите, сцена, столы... все просто, но дело не в простоте, а в глубине, в смысле самого дела. Хожу, осматриваю, а в мыслях доносятся какие-то старинные песни с пластинок, грохот посуды, смех, брань поварихи на пункте выдачи еды... :) Все еще чувствуется жизнь!


Стены уже исцарапаны местными вандалами... но все равно, все еще можно прочувствовать  быт того времени. На душе ностальгично. Уходить не хочется. Хочется теперь насладиться атмосферой самого места, природой. Выхожу на улицу и направляюсь за дома к панорамному виду на горы. Понимаете, мне чтобы вобрать в себя жизненную энергию природы, понять ее красоту и самобытность, почувствовать энергию места, надо быть одной продолжительное время. Только так я наслаждаюсь местом, в котором нахожусь, а не в суете и не за разговорами, пусть даже за самыми приятными :)
Иду, иду, вижу пару камней, составленных в виде кресла. Ну будто специально созданы природой, чтобы сидеть и наслаждаться божественной красоты видами. Не раздумывая, принимаю приглашение :) Добавлю, что по пути растут чудесные цветочки. Как весной, хотя на дворе июль.



Минуты релаксации и наслаждения видами :)


Вот уже снова кричат "Пора уходить!"...Эх, прерванные минуты счастья. "Иду, иду!" Замечу, что большая часть группы уже ушла к этому времени.
Дорога назад была также красива, а снег еще мокрее :) Озеро, что мы видели на пути к лагерю, раскрылось еще больше. Разве не чудо природы?
Назад мы шли уровнем ниже и на порядок быстрее. Группу достигли довольно быстро. Вот они, уставшие, заряжаются энергией:)
Кони доставили нас обратно к Вере, Надежде и Любви, где мы провели последнюю ночь на Белухе.





Комментариев нет:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы